Рецензия на диск:
«Русские хоровые концерты»: произведения Дегтярёва, Бортнянского, Архангельского, Рахманинова, Чеснокова, Гаврилина и Свиридова
Симфонический хор Свердловской филармонии
Художественный руководитель и дирижёр — Андрей Петренко
Запись 2023 года
Fuga Libera (Бельгия) FUG 828 (2024)
Опубликовано на платформе Qobuz (Франция), июнь 2024
Может показаться, что в понятии «хоровой концерт» содержится противоречие, однако, именно так называется жанр русской музыки, зародившийся в начале 18 века и процветающий поныне. Слово «концерт» здесь (на русском и украинском языках этот термин звучит аналогично английскому) обозначает не инструментальные соло, а, скорее, некий элемент контраста. В этом заключалось первоначальное значение слов «концерт» и «концертная музыка», и в русской традиции оно указывает на сочетание элементов, варьирующихся от традиционного православного хорового пения до западных влияний и народных мелодий. Все произведения исполняются a cappella. Хоровой концерт зародился как жанр духовной музыки, позже к нему добавились оригинальные тексты, литургические и некоторые светские произведения. Как видно из названия, Симфонический хор Свердловской филармонии предлагает здесь широкую палитру произведений в этом жанре, от музыки раннего композитора Дмитрия Бортнянского до более поздних произведений Рахманинова, Павла Чеснокова (преуспевшего также в традиционной богослужебной музыке) и, что особенно восхитительно, Георгия Свиридова. Во всех композициях мы слышим тембрально-насыщенное и осмысленное исполнение, что наглядно показывает работу, которую проделал с этим относительно новым хором его руководитель Андрей Петренко (очевидно, не имеющий отношения к Василию или Кириллу). Акустика Большого зала Свердловской филармонии также благоприятна, для многих западных слушателей этот релиз может стать откровением.
Джеймс Манхейм/TiVo
Перевод Юлии Григорьевой