Рецензия на диск:
Максимилиан Штейнберг. Симфония № 3
Дмитрий Шостакович. Сюита из балета «Болт»
Уральский молодежный симфонический оркестр / Дмитрий Филатов
Fuga Libera (Бельгия) FUG 831 (2024)
Опубликовано в журнале «Musica» (Италия), март 2025 г.
Альбом удостоен 5 звёзд по оценке журнала «Musica»
Максимилиан Штейнберг (1883–1946) был учеником, зятем и преемником Римского-Корсакова, соучеником Стравинского и учителем Шостаковича. Того, кого в молодости считали надеждой русской музыки, сегодня помнят, прежде всего, как авторитетного педагога, и его имя обычно встречается лишь при беглом просмотре биографий великих людей, бывших с ним знакомыми.
В конце прошлого века неутомимый Неэме Ярви расширил свой творческий арсенал, записав его первые две Симфонии, Вариации для оркестра op. 2, Симфоническую прелюдию op. 7 и Драматическую фантазию для оркестра op. 9. Нельзя сказать, чтобы эта щедрая инициатива вызвала возрождение интереса, и до сих пор обширное музыкальное наследие Штейнберга остается неизвестным, за исключением «Страстной седмицы» для хора a cappella 1923 года, которую некоторые считают подлинным шедевром.
По сравнению с другими русскими композиторами своего времени, Штейнберг был убежденным консерватором, заклятым врагом любых новшеств и человеком, не расположенным к идеям Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Последнего он, как педагог, всячески пытался уберечь от очарования модернистскими тенденциями, к сожалению, тщетно. Продолжая добросовестно трудиться в консерватории в качестве профессора композиции, он сохранил свою должность во время Октябрьской революции, последовавшей Гражданской войны и страшных лет сталинизма, всячески избегая столкновений с советским режимом, за исключением откровенности в музыке, когда, в самый разгар ярой антирелигиозной кампании, он, по велению сердца, обратился к «Страстям», которые, разумеется, были запрещены к исполнению и опубликованы лишь во Франции. Вместе с тем, навязывание предписаний социалистического реализма не стало для него проблемой, поскольку его стиль всегда тяготел к непосредственной общительности и вниманию к русскому музыкальному фольклору.
Третья симфония, написанная между 1927 и 1928 годами, была несколько раз исполнена на родине композитора, а также в Лондоне – под управлением Альберта Коутса и в Лозанне – под управлением Юлиуса Эрлиха. Посвященная Мясковскому, она была переработана последним для фортепиано в четыре руки и опубликована в этой редакции, но после войны полностью исчезла из репертуара. Прочно связанная с традицией Римского-Корсакова, это партитура в четырех частях, богатая драматическими контрастами и великолепными риторическими жестами, сотканная из тем, которые не особенно оригинальны, но действенны и инструментованы с большим искусством. Более чем решительное Allegro molto в начале, блестящее легкое Скерцо в качестве второй части и выразительное Allegro non troppo в финале, но наиболее интригующей является строгая и глубокая медленная часть с ее поразительной обработкой древней еврейской мелодии, возведенной в эпическое измерение универсального гимна.
Я не знаю, насколько Штейнбергу хотелось бы видеть свою Третью в паре с ошеломляющими и гротескными деформациями популярной музыки Шостаковича в балете «Болт». Столь контрастное сопоставление, однако, очень удачно позволяет сравнить привязанность к прошлому учителя с едкой ажитацией его мятежного ученика, в 1931 году еще не преследуемого режимом.
Крайне интересная программа, и, в случае с Третьей симфонией Штейнберга, вероятно, абсолютно премьерная запись, которую Дмитрий Филатов, победитель Международного конкурса симфонических дирижёров им. Евгения Светланова 2018 года, осуществляет с абсолютно захватывающей энергией, стремительностью и выразительным красноречием, имея возможность рассчитывать на техническую подготовку и энтузиазм превосходного ансамбля молодых инструменталистов, составляющих Уральский молодежный симфонический оркестр, базирующийся в Екатеринбурге.
Джузеппе Росси