Концерт-открытие проекта «Мясковский. Диалоги»: Великолепное исполнение редко звучащих произведений

10 марта 2021
10 марта, 2021
Фестивали
Мясковский. Диалоги

Мясковский. Струнный квартет № 13 ля минор, op. 86; Кантата-ноктюрн «Кремль ночью», op. 75; Симфония № 17 соль минор, op. 41

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения русского композитора Николая Мясковского. Отдадим честь городу Екатеринбургу и Свердловской филармонии, которые почтили память этого композитора, педагога, критика, в своё время одного из руководителей Союза композиторов СССР. Мясковский (1881–1950) написал 27 симфоний, 13 струнных квартетов, 9 сонат для фортепиано, скрипичный и виолончельный концерты, а также 150 песен и романсов. Среди его учеников были Хачатурян, Кабалевский, Мосолов, Книппер, Шебалин, Хренников, Борис Чайковский и 70 других композиторов. Уникальным качеством его как профессора Московской консерватории была независимость мышления, он побуждал учеников искать собственный голос и избегать какого-либо подражания. Он также был известным музыкальным критиком и в 1920-х годах помогал налаживать контакты с венским издательством Universal Edition, способствуя приезду в СССР таких композиторов, как Барток, Хиндемит, Мийо, Регер, Казелла и других. Его музыка была очень популярна на Западе в 1920–1930-е годы. До начала Второй мировой войны Чикагский симфонический оркестр исполнил произведения Мясковского 55 раз! Именно в Чикаго состоялась премьера его симфонии​​ № 13, а симфония № 21 была написана по заказу Чикагского симфонического оркестра. После Съезда советских композиторов 1948 года, на котором Мясковский был осуждён как формалист и декадент, его музыка редко исполнялась как в России, так и на Западе. Возрождение творчества композитора произошло только в 1980-е годы, когда все его оркестровые произведения записал Евгений Светланов. Дмитрий Шостакович назвал Мясковского одним из величайших композиторов ХХ века.

Если в современной дискографии симфонии и камерные сочинения Мясковского уже появляются, то в концертном зале музыка композитора до сих пор звучит крайне редко. Российские оркестры понемногу начинают включать его симфонии в свой репертуар, в Москве исполнялись циклы фортепианных сонат Мясковского, однако масштабных мероприятий никогда не проводилось. Фестиваль-посвящение Мясковскому, организованный Свердловской филармонией, – это первый проект, где по-настоящему чествуют его музыку. Одним из достоинств екатеринбургского проекта является серия диалогов между музыковедами и исполнителями, прошедшая за несколько недель до концертов, в том числе с участием Габриэля Прокофьева, внука великого композитора, дружившего с Мясковским на протяжении всей своей жизни.

Екатеринбург – крупный город, располагающий своей консерваторией, первоклассным Театром оперы и балета и несколькими симфоническими оркестрами. В ближайшем будущем здесь будет построен «суперсовременный» филармонический зал. В действительности проект «Мясковский. Диалоги» – лишь один из нескольких музыкальных фестивалей, которые в настоящее время проводит Свердловская филармония (наряду с Bach-fest и другими).

Первый из трёх концертов проекта состоялся в городе, засыпанном снегом, при температуре -10 C, однако такие обстоятельства совсем не остужают энтузиазм российской публики, которая приходит на концерты в любую погоду. После шести месяцев карантина, в сентябре 2020 года филармония возобновила свои концерты, и количество публики остается стабильно высоким. Все концерты, посвящённые Мясковскому, транслируются не только по Уральскому региону, но и для всех слушателей онлайн. Проект поддержан Министерством культуры России.

Струнный квартет Свердловской филармонии в составе Александра Зинченко (первая скрипка), Юлии Максимовой (вторая скрипка), Владимира Зинченко (альт) и художественного руководителя Алексея Кудинова (виолончель) был сформирован в 2010 году из участников Уральского академического филармонического оркестра, имеет собственный абонемент и регулярно выступает на телевидении и радио. Ансамбль стал призёром конкурса камерной музыки в Праге (2015), а в последние сезоны гастролировал в Китае и Германии.

В прощальном Струнном квартете № 13 первую часть (Moderato) начинает вторая скрипка, за которой следует виолончель с колоритной русской мелодией, обретающей благородство в партии первой скрипки. Вторая тема развивается в квази-игрушечную фугу и становится песенным мотивом, подхваченным всеми исполнителями. Во второй части (Presto fantastic) яркая и стремительная тема была исполнена с большим накалом, после чего возник загадочно-зловещий эпизод, который, подобно полуночной прогулке по кладбищу, заканчивается паническим бегом в ужасную тьму. Третья часть (Andante con moto cantabile) звучала в траурном темпе до начала широкой напевной темы, которую великолепно исполнил на виолончели А. Кудинов. Финал (Rondo-sonata, molto vivo energico), сочетающий яркие лейтмотивы с элегическим подтекстом, был сыгран всеми музыкантами блестяще, мощно и решительно. Было очевидно, что этим произведением, великолепно исполненным виртуозным ансамблем, пренебрегают совершенно незаслуженно.

Ещё одно забытое произведение Мясковского – кантата-ноктюрн «Кремль ночью», написанная на текст русского поэта-символиста Сергея Васильева летом 1947 года, когда композитор находился на лечении. Это одно из самых ярких произведений не только позднего периода, но и всего творчества Мясковского. Интродукция включала тревожное вступление скрипок и прекрасную мелодию двух валторн с мерцающими аккордами арфы, а пение смешанного хора было приглушённым, но чарующим. Вторая часть – ария для тенора и хора – продемонстрировала великолепное пение, энергичное и эмоциональное, сопровождаемое богатой гармонией. Хор был глубоко элегическим и чем-то напоминал музыку Делиуса и Воан-Уильямса – совершенно исключительный факт, если вспомнить хоровые сочинения Прокофьева и Шостаковича. В арии сопрано мелодия звучала поэтично благодаря захватывающему исполнению Клавдии Башкирцевой, которое заканчивалось на магически высокой ноте, прежде чем бас-кларнет увлекал нас в Финал кантаты. Причудливые мотивы деревянных духовых на фоне чуткого пения женского хора вели к дивному тревожному заключению. Это маленький шедевр, словно предвосхищающий вокальные произведения Георгия Свиридова 1960–1970-х годов.

Уральский молодёжный симфонический оркестр был образован в 2006 году и много гастролировал как по России, так и в Европе. Его запись двух симфоний Мясковского на лейбле Naxos стала номинантом премии ICMA 2020 года.

Созданная в 1937 году 17-я симфония появилась вскоре после популярной 16-й, полной победоносных мелодий. Семнадцатая – задумчивая и немного мрачная, но в ней присутствуют отрывки, исполненные подлинной красоты. Существует целая история забытых симфоний, в частности, Первой Рахманинова, исчезнувшей из концертной практики после провальной премьеры 1897 года, однако обретшей новую жизнь после возрождения в 1945 году. Симфонии Мясковского были очень популярны в США в 1930-е годы, но с тех пор почти не исполнялись, несмотря на появление их записей в последние десятилетия. Симфония № 17 создавалась одновременно с Пятой симфонией Шостаковича и тоже содержит замечательные музыкальные идеи, хотя и выраженные другим языком: в отличие от Шостаковича, в музыке Мясковского нет ни пародии, ни сарказма. Симфония открывается великолепной темой струнных, поддерживаемой чудесным звучанием гобоя и флейты. Вторая, более целеустремленная тема придаёт музыке драматизм, и мы словно наблюдаем борьбу добра со злом. Молодые уральские музыканты показали первоклассное качество исполнения, и продолжительная I часть завершилась с большой энергией.

Вторая часть (Lento agitato – Allegro molto) – глубоко рефлексивная. Её вступление привлекает народной мелодией, звучащей у скрипок на фоне соло валторны. После реплики бас-кларнета следует восхитительный лейтмотив струнных в сопровождении арфы и кларнета. То, насколько сильно Уральский молодёжный оркестр чувствует эту музыку, видно по лицам оркестрантов; в коллективе есть несколько многообещающих исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах. В Третьей части (Allegro, poco vivace) звучит великолепная партия гобоя, за которой идёт эпизод, полный драматизма; и оркестр звучит довольно громко в акустике небольшого филармонического зала. В среднем разделе скерцо было прекрасно выполнено кантабиле, и лейтмотив деревянных духовых прозвучал перед кульминацией поистине волшебно. В Финале симфонии (Andante. Allegro molto animato) валторны словно исполняли погребальный хорал – мрачно, на фоне гримасничающих струнных. Но первые скрипки привнесли яркую жизнеутверждающую тему, восхитительно зазвучавшую в исполнении всего оркестра. Полифонический эпизод привёл всё это мощное повествование, полное большого драматизма и воодушевления, к яркой оптимистической коде.

Это было грандиозное исполнение симфонии, которой долго не уделяли должного внимания. Нужно выразить огромную благодарность музыкантам и организаторам этого многообещающего фестиваля, посвящённого 140-летию со дня рождения Мясковского.

Грегор Тэсси

Подробнее о «Мясковский. Диалоги» читайте здесь.

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!