В Екатеринбурге прошел Симфонический форум России. В нынешнем году его логотип украсила скромная по фестивальным меркам цифра «IV». И все же, это достижение трудно переоценить – культурное событие колоссального масштаба и исключительного значения проводится в четвертый раз, несмотря ни на что. Если начать перечислять организационные сложности, объем статьи, боюсь, вырастет многократно. Так что оставим в стороне комментарии, ведь и так ясно, что недельный фестиваль в российской провинции с участием шести симфонических коллективов – что-то нереальное. Причем, Симфонический форум России – это не только концерты, это, в пер- вую очередь, общение людей. Для музыкан- тов общение - очень важная вещь. Это и общение внутри музыкального коллектива, общение с коллегами из других оркестров, общение с дирижерами и солистами. А еще – общение с публикой! Как не вспомнить, не процитировать признанного авторитета в области музыкальной психологии Арнольда Готсдинера: музыка возникла из непреодолимой потребности людей в общении! Светлана Черных, начальник отдела работы со слушателями Свердловской филармонии, вспоминает забавный случай, произошедший на прошлом Симфоническом форуме. Дирижер Владимир Юровский, впервые выступивший тогда в Екатеринбурге, любезно предложил после концерта провести встречу со слушателями. Маэстро был несказанно удивлен, узнав, что устроители сами хотели просить его об этом, поскольку подобные встречи здесь давно вошли в традицию. В дни IV Симфонического форума на «разговор» согласились Валерий Полянский и Владислав Чернушенко. Надо сказать, что выступления на форуме ведущих отечественных симфонических капелл ждали с особым интересом и нетерпением. «Старожилы» филармонии вспоминали даты последних гастролей коллективов. Уточняли, спорили и, наконец, соглашались: да, давно это было. Так что обе встречи с прославленными дирижерами напоминали встречи после долгой разлуки. Были и воспоминания, и слезы, но помимо этого – удивление, огромный интерес и радость общения! Симфонический форум это, помимо про- чего, общение людей, которые заняты в организации деятельности симфонических коллективов, руководителей российских филармоний, директоров оркестров. Семинар для менеджеров концертных организаций и симфонических коллективов – так называется это мероприятие, которое проходит под патронатом Союза концертных организаций России. Тема, заявленная на этот раз – «Жизнь концертных организаций и творческих коллективов в современном информационном пространстве» – вызвала повышенный ажиотаж в среде журналистов, поскольку рассказывать о музыкальной жизни – наша прямая задача.
И вот что удивительно – «информированность» коллег-журналистов оказалась не на высоте. Сложно представить, до какой степени насыщенная, разнообразная, интересная жизнь кипит в большинстве российских филармоний. Во всяком случае, то, о чем рассказывали Ирина Устинова, директор Карельской филармонии, и Елена Притульчик, заместитель директора по маркетингу Омской филармонии, просто потрясло. Жизнь в регионах бьет ключом. Столько креативных идей! Одни названия проектов – «Большой симфонический парк», «300 км музыки», «Piano Art Challenge» – заставляют усомниться в том, что классическое искусство консервативно. В Омске совершают зимние забеги на короткие и длинные дистанции. Утром побегал, вечером пошел в филармонию на концерт. В Петрозаводске дают всем же- лающим поиграть на любых музыкальных инструментах – от балалайки и баяна до валторны и контрабаса. Зато и слушатели потом с радостью приходят в концертный зал, зная, что купив билет, они не только послушают хорошую музыку, но и внесут свой вклад в покупку струн для оркестровых инструментов. Остается только посетовать, что о многих замечательных музыкальных акциях, что проходят в наших регионах, мы узнаем непростительно поздно. Может быть, правы руководители концертных организаций – не хватает в России музыкальных журналистов? Самокритика не помешает, но и руководство российских филармоний зача- стую недооценивает возможности, эффект информационного сотрудничества, и главное – его задачи. Ведь основная наша цель – максимально полно информировать слушателя, заинтересовать его. Нужна, конечно, и аналитика, та самая музыкальная критика, о которой также шла речь на семинаре, и которой, надо сказать, побаиваются многие из руководителей концертных организаций. Запомнилась реплика художественного руководителя Сургутской филармонии Юрия Евсеева: «Готовы ли мы выпустить джина из бутылки? Вдруг завтра напишут, например – а это был не Бетховен». Хорошо, если напишут!