Уральский молодёжный симфонический оркестр

 

Красота Китая: На Урале состоялась мировая премьера симфонической музыки из КНР

1 февраля 2024
1 февраля, 2024
Коллективы
Молодежный оркестр

Солидная дата — 75-летие установления дипломатических отношений — послужила поводом для объявления 2024-2025 годов перекрестными годами культуры России и Китая. Двусторонние связи с Поднебесной, как мы видим, интенсивно развиваются, в том числе и в музыке. Так, старт новому международному проекту дал концерт Уральского молодежного симфонического оркестра (УМСО) в Екатеринбурге, в котором прозвучало произведение китайского автора Ян Жуйхань «Фантазия о Селадоне».

Это Концерт для флейты с оркестром, написанный специально для екатеринбургского молодежного коллектива и в сотрудничестве с его главным дирижером Дмитрием Филатовым, который сам в прошлом — флейтист. «Фантазия о Селадоне» (Celadon Chant), по признанию автора, инспирирована красотой древнего китайского промысла: селадон — французское название тончайших керамических изделий разных оттенков цвета морской волны.

Солировала в концерте молодая флейтистка, выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных Майя Петрова. Она сумела показать прекрасное звуковедение, музыкальность и так необходимые в этом сочинении владение тремя разновидностями флейты: обычной, альтовой и пикколо и мобильность в переходах от одной к другой.

В каждой из трех контрастных частей сочинения возникали разные звуковые образы, связанные со старинным ремеслом, обжигом китайского фарфора («Красота огня»), с созерцанием прекрасного («Красота Селадона») и с портретом энергичного мегаполиса, древнего и современного одновременно («Красота города Нинбо»). В музыке предсказуемо обнаружился мощный национальный колорит, подлинные фольклорные мелодии, ладовая окраска и ритмы. Порой казалось, что звучат восточные народные инструменты. Особенно велика была роль ударных. В то же время мы слышали вполне современную партитуру, с чудесной тембральной звукописью, тонкой мелодикой и динамичной формой. Несмотря на классический тройной состав, композитору удалось создать баланс нежно солирующей флейты и плотной массы симфонического оркестра.

Перед концертом автор музыки с заранее записанными словами приветствия обратилась к екатеринбургской публике. С экрана на нас смотрела юная девушка, а программка концерта рассказывала, что в ее послужном списке — оркестровые, камерные и хоровые произведения, а еще киномузыка, что ее композиции звучали по всему миру, включая Зал им. Чайковского, ООН, Линкольн-центр; побеждали на международных конкурсах в Китае, Франции, США и на кинофестивалях, в том числе на Каннском. Молодой автор училась сначала на родине, затем в Московской консерватории, а заканчивала свое образование в университетах Нью-Йорка и Ратгерса.

Новая музыка, созданная для уральского оркестра, полностью продемонстрировала ее бэграунд, ее принадлежность разным культурам и профессиональным школам: мы оценили прекрасное владение формой классического концерта и богатыми оркестровыми возможностями, так свойственными американской киномузыке. Но самым сущностным в сочинении Ян Жуйхань мне показался сам дух Китая, медитативный и неспешный. Эта музыка обладает определенной степенью звуковой экологичности. Ни при каких обстоятельствах она не пошатнет ваше душевное равновесие и не нанесет вам слуховой и эмоциональной травмы, какую нередко можно получить в соприкосновении с радикальными опусами современной западной или отечественной музыки. Кстати, в концерте сочинение китаянки звучало в обрамлении классики: Вивальди, Моцарта и Гайдна и, надо сказать, нисколько не потерялось.

А продолжение российско-китайского проекта в Свердловской филармонии — это серия акций и концертов в течение всего года. Впереди Летняя молодежная оркестровая академия для музыкантов Уральского молодежного симфонического оркестра и молодых музыкантов из Китая, с последующими концертами объединенного оркестра в Екатеринбурге, в сочинском «Сириусе», в Москве, а также гастрольный тур УМСО в Поднебесной.

Стоит отметить, что Свердловской филармонии сочинения китайских композиторов звучали еще в 50-е годы прошлого столетия. А во время проведения международного фестиваля «Евразия», начиная с 2011-го, в столице Урала выступали Национальный симфонический оркестр КНР и Гонконгский оркестр национальных китайских инструментов.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!