Уральский молодёжный симфонический оркестр

 

Программа фестиваля «Безумные Дни» уже на новом сайте!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить старт продаж!

 

Джаз от Рахманинова

16 ноября 2023
16 ноября, 2023
Гастроли
Коллективы
Молодежный оркестр

В год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова исполнением его сочинений отметились практически все музыканты. Однако среди сотен трактовок — лишь единицы, явившие нам свежее прочтение его великой музыки. В числе радостных «исключений из правила» — цикл из четырех фортепианных концертов и Рапсодии на тему Паганини, сыгранный в два вечера (9 и 10 ноября) в Московском концертном зале «Зарядье» выдающимся музыкантом Борисом Березовским и Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением главного дирижера коллектива Дмитрия Филатова.

Перед нами открылся новый Рахманинов, неожиданный, непривычный, но предельно убедительный — и с художественной, и с технической точки зрения.

В чем суть этой новизны?

У Бориса Березовского свой подход к жанру фортепианного концерта: музыкант видит в нем не соревнование и конфликт солиста и оркестра, а их сотворчество, обмен идеями и энергиями, рождающий особую ансамблевость звучания. С этим связано и радикальное пространственное решение пианиста, сидящего за роялем не в профиль, а лицом к зрителям — чуть в глубине сцены, среди оркестрантов. Публика в «Зарядье», не только услышала, как «работает» эта новаторская идея, но и приняла ее с восторгом, который нарастал от одного сочинения к другому, достигнув апогея в завершавшем цикл гениальном Втором концерте.

Рахманиновские концерты были исполнены не в хронологическом порядке, а выстроены в драматургические звенья, направленные к финальным кульминациям: в первый вечер прозвучали Первый концерт, Рапсодия на тему Паганини и Третий концерт, днем позже — Четвертый и Второй концерты. В итоге монументальный цикл позволил услышать в музыке великого композитора дыхание и движение времени, а еще — отблески разных культур и жанров, переплавленных в «котле» русской музыки — оперы и симфонии, цыганских напевов и древних пластов западноевропейского хорала, многого другого… А предельно быстрые темпы, предложенные солистом и подхваченные оркестром и дирижером с азартом, мастерством и блеском, выявили скрытые доселе грани этой музыки — ее вихревое, стихийное начало, мощь энергетического потока, сметающего всё и вся, текучесть, цельность и пластику форм.

Не случайно после каждого сочинения Борис Березовский восторженно аплодировал оркестрантам и дирижеру. В лице музыкантов УМСО и феноменально одаренного, харизматичного молодого маэстро Дмитрия Филатова он обрел подлинных единомышленников. С одной стороны, они чутко реагировали на мельчайшие изменения интонации солиста, его темповые и артикуляционные нюансы. А с другой — предлагали Березовскому собственные идеи и прочтения: особенно это было заметно в многочисленных оркестровых соло. В итоге и музыканты, и публика оказались вовлечены в неповторимую атмосферу живого музицирования, которая непременно присутствует в лучших образцах джаза, но очень редко возникает в академических концертах. На наших глазах родился подлинный исполнительский шедевр, который многие годы будет восхищать любителей музыки.

Роман Берченко

Источник: Радио «Орфей»
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!