Журнал «Gramophone» (Великобритания), 17.02.2023
Рецензия на диск Уральского академического филармонического оркестра под руководством Дмитрия Лисса (солист – Андрей Коробейников). Лейбл «Fuga Libera», январь 2023.
Сергей Прокофьев. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1923). Симфония № 2 (1924)
Прокофьев, будучи на пике своей самой экспрессивной формы, создаёт необычное, но совершенно логичное сочетание концерта и симфонии. То, что осуществлено Уральским филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Лисса, может стать для кого-то сюрпризом, но только не для тех, кто следил за многочисленными недавними записями коллектива с русским репертуаром и восхищался их качеством.
Данный альбом лишь укрепляет эту репутацию, как и репутацию 36-летнего солиста Андрея Коробейникова. Пианист воспринимает Второй концерт не столько как постромантическую эпопею, сколько как развёрнутую сказку, населённую теми же великанами, колдунами и гротескными приёмами, что стали знаком прокофьевской «Любви к трём апельсинам». Коробейников гораздо более пластичен в своих фразировках, чем большинство исполнителей, временами почти жертвуя импульсом ради выразительности и стройности формы. Таким образом, грандиозная каденция в первой части заслуживает высоких оценок за гармоничную слаженность, хотя и ценой отказа от явной гиперболизации. Тем не менее, это видится мне вполне приемлемой альтернативой технически мощной «игре на публику» Владимира Крайнева (в замечательном, обязательном для прослушивания сборнике из пяти фортепианных концертов, по сравнению с которыми большинство других кажутся скучными). Лисс следит за тем, чтобы роль оркестра нигде не становилась полностью подчинённой, и есть много моментов, которыми можно насладиться и на которые порой обращают слишком мало внимания – например, на великолепные извергающиеся взрывы духовых в финале.
Вторая симфония – не менее авангардистская работа в творчестве Прокофьева, что определяется и её бомбардирующим слух тематизмом, и агрессивностью материала «из железа и стали». Никакая тщательная балансировка не поможет различить каждую линию в этой перегруженной оркестровке, но Лиссу и его музыкантам удаётся это лучше, чем большинству других, и их интерпретацию никоим образом не затмевает запись Гергиева с Лондонским симфоническим оркестром (современный эталон). Мне не особенно близко «переключение скорости» примерно на 7'00" в первой части (и обратно в репризе в 8'32"); Гергиев производит необходимые изменения куда более деликатно. Но это, по крайней мере, свидетельствует о готовности Лисса донести музыкальный замысел с максимальным эффектом. Вторая часть, вариации которой вытекают из основной темы настолько отдалённо, что с тем же успехом могли бы стать отдельными частями абстрактной балетной сюиты, представлена во всём своём богатстве – пожалуй, это лучший способ отдать ей должное.
Немного удивительно, что Fuga Libera не даёт биографических подробностей о солисте, дирижёре или оркестре. В остальном, это хорошо записанный и высококачественный релиз, выгодно отличающийся от большинства конкурентов.
Информация о диске на сайте звукозаписывающей компании Outhere Music.
Дэвид Фаннинг (David Fanning)
Перевод Юлии Григорьевой