Международный музыкальный фестиваль «Евразия»
Диалог цивилизаций
В четвертый раз в Екатеринбурге состоялся международный музыкальный фестиваль «Евразия»; его инициатор и организатор – Свердловская государственная академическая филармония. С 6 по 13 октября 2017 года на сцене Большого зала Филармонии и других концертных площадках города свое искусство представляли музыканты из Франции, Германии, Италии, Польши, Китая, Сирии. На открытии и закрытии выступил Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса, художественного руководителя «Евразии». Фестиваль задуман как межконтинентальный проект, опирающийся на диалог культур Восточной и Западной цивилизаций.
«Идея фестиваля возникла благодаря расположению нашего города на границе Европы и Азии, – рассказывает Дмитрий Лисс. – От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться. Татаро-монгольское иго в культурном смысле было многовековым контактом двух цивилизаций, двух философий, двух ментальностей. Сколько в нашей ментальности от западной цивилизации, а сколько от восточной? Я глубоко убежден в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечатка на национальные архетипы. Даже то, что «русские долго запрягают, но быстро ездят», вероятно, коррелирует с медитативностью восточной культуры. И, конечно, очевидны интонационные контакты в музыке – Россия всегда пребывала в состоянии диалога между Востоком и Западом: в своих произведениях это отразили и Глинка, и Бородин, и Балакирев, и Римский-Корсаков, и многие другие композиторы. Так называемый «русский восток» – очень важная часть нашей культуры.
Если же говорить о теме нынешнего фестиваля, то «Путь», безусловно, – понятие очень важное для обеих цивилизаций. В европейской культуре путь – метафора жизни: «Зимний путь» Шуберта, «Песни странствующего подмастерья» Малера, «Витязь на распутье» Васнецова. А для восточной философии понятие пути (дао, до), пожалуй, самое главное и ёмкое: это и основа бытия, и жизненный путь человека, и постижение искусств (вспомните буси-до, дзю-до, каратэ-до). В нашем фестивале участвуют музыканты, путь которых, можно сказать, складывался не совсем традиционно: скажем, Габриэль Прокофьев начинал как диджей, а затем стал композитором, создающим партитуры для симфонического оркестра, а известный немецкий пианист Герхард Оппитц идет, если можно так сказать, двумя параллельными путями, сочетая деятельность солиста и пилота. И я рад тому, что все эти пути пересекутся в нашем городе, на нашем фестивале».
Идея взаимопроникновения культур, о которой говорит маэстро, с первого же фестиваля находит отражение в его афише на нескольких уровнях: речь и о выборе исполнителей, и о составлении концертных программ, и о фестивальных спецпроектах с участием музыкантов из стран Азии и арабского Востока, и о заказе новых сочинений. Первый международный фестиваль «Евразия» состоялся в 2011 году и был посвящен 75-летию Свердловской филармонии. С первого же раза состав его участников выглядел весьма представительно: оркестры из Китая и Германии, ансамбль «Hortus Musicus», альтист Юрий Башмет, пианисты Василий Лобанов, Фредерик Кемпф, скрипачи Саяка Сёджи, Алена Баева. Фестиваль открывал Национальный симфонический оркестр Китая, дирижировал патриарх французской дирижерской школы Мишель Плассон. Звучала музыка композиторов Франции, Германии, России, Китая.
Главным героем форума стал Уральский филармонический оркестр, взявший на себя семь концертов из тринадцати; впервые в России был представлен скрипичный концерт «1001 ночь в гареме» турецкого композитора Фазиля Сая. По заказу I фестиваля был создан Виолончельный концерт Александра Чайковского «Ночь в гареме» – чистое совпадение, хотя и весьма символичное. Звучала и еще одна мировая премьера – оркестровая пьеса «Chorale & Lamento» француза Рене Кёринга, замысел которой навеян расстрелом царской семьи. Не обошлось без «Шехеразады» Римского-Корсакова – произведения, которому Дмитрий Лисс придает особое значение, говоря о диалоге цивилизаций:
«Россия дала определенный импульс французской музыке, повлияв на Дебюсси, Равеля, композиторов «Шестерки», – говорит маэстро. – Без влияния «Русских сезонов» Дягилева в европейской музыке могла бы и не возникнуть волна интереса к ориентализму, к восточной культуре. После «Шехеразады» Римского-Корсакова «Шехеразаду» написал Равель, дальше соединением элементов восточной культуры с европейской музыкой занимался Мессиан, после него – минималисты. С Запада пошла встречная волна, когда композиторы из азиатских стран стали примерять на свою музыку европейские одежды – и Тору Такемицу, и Тан Дун, и многие другие. Этот диалог продолжается очень интенсивно, он неисчерпаем. Свое название фестиваль носит по праву – уже потому, что родился и проходит именно здесь».
К неизведанным морям и землям
УАФО и сегодня остается базовым коллективом «Евразии», тогда как круг участников и жанровая палитра форума стали существенно шире. «Свет с Востока» («Ex oriente lux») – так звучал девиз второго фестиваля (2013). Заказы были сделаны трем композиторам – представителям западной, восточной и российской музыкальных культур. На открытии фестиваля прошли три мировые премьеры: Леонид Десятников представил сочинение «Путешествие Лисы на Северо-Запад» для сопрано с оркестром, южнокорейский композитор Ынхва Чо – Концерт для оркестра и солирующего национального ударного инструмента чангу, а екатеринбургский автор Ольга Викторова подготовила для фестиваля новую редакцию оркестровой пьесы «Лазоревый дракон Востока».
Гостями второго фестиваля стали «Амстердамские барочные солисты», оркестр Лейпцигского радио, Мангеймский филармонический оркестр, дирижеры Тон Коопман, Кристиан Ярви, Бенджамин Эллин, пианист Фазиль Сай и многие другие. Публику покорил Гонконгский оркестр, играющий на традиционных национальных инструментах аранжировки старинных народных мелодий, а в рамках двухдневного проекта «Великий шелковый путь» выступили ансамбль фламенко канте хондо (Испания), азербайджанские мугаматисты, мужской православный хор «Византион» (Румыния) и ансамбль индийской классической музыки. Успех второго фестиваля два года спустя закрепил третий, посвященный музыкальной культуре Средиземноморья («Mediterranea»). Его изюминкой стал этнический проект «От Леванта до Магриба» посвященный музыке разных побережий Средиземного моря: западный мир представлял ансамбль «Арпеджиата» Кристины Плухар, исполнившего народные напевы Испании, Португалии, Италии, Греции, восточный – суфийский ансамбль «Аль-Тарика аль-Газулиа» (Египет), возглавляемым шейхом Салемом аль-Газули.
Среди участников третьего фестиваля были также Национальный симфонический оркестр Итальянского радио и телевидения, пианисты Антон Батагов и Люка Дебарг, альтист Юрий Башмет, скрипач Йозеф Шпачек и легендарный «Ардитти-квартет». При его участии прошла мировая премьера сочинения «Fluss» для струнного квартета и оркестра японского композитора Тосио Хосокавы. Еще две мировые премьеры – «I See Your Dream, You See My Dream» для фортепиано с оркестром Антона Батагова и моноопера «Река Давида» Ольги Викторовой. C первого же фестиваля особый интерес публики вызывают встречи с исполнителями, а также автограф-сессии с традиционным вручением изысканного екатеринбургского лакомства – черемухового пирога. Без них не обойдется и теперь, однако главное все же будет происходить на сценах Большого зала филармонии, клуба «Дом Печати» и Ельцин-центра.
Азия и эксперимент, Европа и традиция
По традиции, IV фестиваль откроется концертом Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса. Два концерта УАФО, 6 и 13 октября, своеобразной аркой охватят программу форума. Неявным, но заметным образом она делится на две части: в первой ее половине доминируют Азия и эксперимент, во второй – Европа и традиция. «Путь», тема четвертого фестиваля, символизирует это движение от одной стихии к другой. На открытии, наряду со «Скифской сюитой» («Ала и Лоллий») Сергея Прокофьева, прозвучат Концерт для диджея с оркестром его внука Габриэля, а также элегантный импрессионистский концерт «Quotations of Dream» («Цитирование мечты») Тору Такемицу для двух фортепиано с оркестром. В этом сочинении автор использует мотивы из симфонической поэмы «Море» Клода Дебюсси, которая органично дополняет программу открытия.
7 октября Габриэль Прокофьев представит спецпроект фестиваля – «Nonclassical Night» в клубе «Дом Печати». Под этим названием с 2004 года Габриэль проводит концерты в клубах Лондона, Парижа, Берлина, Нью-Йорка и других городов, где произведения композиторов ХХ века перемежаются с танцевальными номерами в исполнении диджеев. В концерте – самом необычном за всю историю фестиваля – также участвуют солисты Уральского филармонического оркестра и известнейший лондонский диджей Switch – трехкратный чемпион мира: оказывается, у диджеев, как и у баянистов, проводятся не международные конкурсы, а чемпионаты.
В этот же день будет представлен Китайско-европейский музыкальный проект «Диалог», где Линлин Юй (пипа, Китай) сыграет в ансамбле с исполнителями из Франции, Польши, России. В исполнении пипы, гитары и струнных прозвучит самая разная музыка, от китайских народных мелодий до сочинений Чайковского и Тан Дуна, включая европейскую, три российских и три мировых премьеры. Днем позже, 8 октября – наиболее экзотический вечер фестиваля: ансамбль Шейха Хамеда Дауда из Сирии познакомит аудиторию с музыкой и танцами суфиев – традицией ближневосточной культуры, берущей начало еще в VII веке нашей эры.
Вторая часть фестиваля посвящена лучшим достижениям европейской культуры, в первую очередь австро-немецкой и итальянской, хотя и с непременными взглядами в сторону Азии. Мюнхенский камерный оркестр исполнит сочинения Мендельсона и ранний «Румынский концерт» Дьёрдя Лигети, классика европейского авангарда, а также Камерную симфонию корейско-немецкого композитора Исана Юна. Пианист Пьер-Лоран Эмар, несколько лет назад включивший в репертуар произведения Иоганна Себастьяна Баха, представит свою трактовку его «Гольдберг-вариаций» и 12 этюдов Дебюсси. Его коллега Герхард Оппитц сыграет сочинения Шумана и Шуберта, а между ними – Вторую сонату японца Сабуро Морои; этот композитор достиг многого в соединении двух многовековых традиций, японской и немецкой.
Накануне закрытия программу музыки Генделя представят дирижер Фабио Чиофини, певица Роберта Инверницци и ансамбль «Accademia Hermans». Об уровне этих исполнителей, не слишком известных у нас, говорит то, что неделей позже они полностью повторяют эту программу в лондонском Вигмор-холле, одном из лучших камерных залов мира. 13 октября на закрытии фестиваля состоится мировая премьера сочинения «UR» нашего современника итальянского композитора Ивана Феделе, Герхард Оппитц исполнит Второй фортепианный концерт Брамса. Увенчает программу сочинение Воана-Уильямса для хора с оркестром «К неизведанным землям», название которого не только резонирует с названием одной из частей нового сочинения Феделе – «К неизведанным вершинам», но и может служить девизом всего фестиваля.
«Евразия», как всегда, не исчерпывается концертами; слушатели смогут познакомиться со многими исполнителями, задать им вопросы, получить автографы, посмотреть вблизи на экзотические инструменты музыкантов Ансамбля Шейха Хамеда Дауда. Габриэль Прокофьев и Иван Феделе встретятся с творческой молодежью и студентами музыкальных учебных заведений Екатеринбурга, а в Ельцин-центре пройдет киновечер с фильмом о жизни и творчестве Герхарда Оппитца, а также показы записей концертов предыдущих фестивалей «Евразии», подготовленных Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии.
За шесть лет существования Международный музыкальный фестиваль «Евразия» и сам прошел большой путь: широкой публике, а также профессиональному сообществу России и зарубежных стран была представлена яркая палитра многокрасочного музыкального ландшафта Европы и Азии. В том числе – премьеры новых сочинений, выступления выдающихся исполнителей и знакомство с новыми именами; слушатели открыли для себя древние музыкальные инструменты и образцы музыкального наследия Европы, а также Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Этот путь успешно продолжается во времени и пространстве, о чем убедительно свидетельствует программа нынешнего IV фестиваля, который остается верен себе, исполнителям и слушателям.
В добрый путь!
Илья Овчинников