В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум
Традиционное место встречи
Организовавшая в 2010 году Симфонический форум Свердловская филармония в деле развития оркестрового дела в России по праву занимает одно из почетных мест. За годы проведения этого особенного, очень важного и нужного фестиваля Екатеринбург посетило 26 российских коллективов, а участниками деловой программы стали представители 35 регионов. Общение в сфере культуры — не роскошь, а насущная необходимость, которая особенно остро стала осознаваться во время охватившей весь мир пандемии. Помешавший проведению форума в прошлом году коварный вирус чуть было не сбил планы и в этом. Буквально накануне первого концерта форума выяснилось, что несколько артистов Уральского филармонического оркестра заболели коронавирусом, из-за чего в срочнейшем порядке пришлось вызывать на подмену музыкантов из других регионов.
Выступившие в Большом зале Свердловской филармонии на открытии Симфофорума хозяева сцены — УАФО под управлением главного дирижера и художественного руководителя Дмитрия Лисса — сразу же задали высокую планку подлинного мастерства. Можно только искренне порадоваться, что в Екатеринбурге сегодня базируется оркестр, по своему техническому и профессиональному уровню ничуть не уступающий не только отдельным столичным коллективам, но практически на равных соперничающий с мировыми лидерами. Заявленные в программе концерта Вторая симфония Рахманинова и музыка балета «Весна священная» Стравинского — сочинения, которые уже давно в репертуаре УАФО, но каждый раз Дмитрию Лиссу удается найти особые краски и смыслы в знакомых партитурах. Длящаяся почти час Вторая Рахманинова предстала как единый цельный монолит, в котором все части, темы, мелодии и даже тембры были тесно спаяны друг с другом. Начавшееся с суровой попевки у контрабасов и виолончелей повествование дирижер выстроил как захватывающий роман, в центре которого был лирический герой, противостоящий неумолимому времени. Удачно избежав ненужного приторного пафоса, Дмитрий Лисс выстроил Вторую симфонию как умелый архитектор, сделав акцент на форме и ясно показав, откуда и куда движется тот или иной мотив. Кульминацией действа стала третья часть — знаменитое Adagio с его волнами экстатического восторга. Однако даже в самых восторженных моментах дирижер жестко держал оркестр «в узде», не давая ему потонуть в громогласных тутти, а наоборот, рельефно подчеркивая каждый голос, отчего лишь усиливался общий эффект. Вторая симфония Рахманинова в интерпретации Лисса оказалась в чем-то близка не столько Чайковскому и русской классике, сколько эпическим полотнам Брукнера с их медитативностью, ослепительным небесным светом и холодным воздухом горных вершин.
Прозвучавшую во втором отделении «Весну священную» Игоря Стравинского от Второй Рахманинова отделяет шесть лет и разверзшаяся между разными культурными эпохами пропасть. Для Дмитрия Лисса, симфониста-интроверта по своему художественному типу, в невероятной партитуре Стравинского главным стало не столько брызжущая театральная красочность, сколько опять же то самое симфоническое развитие и конструктивное единство, проявляющееся в ритмических формулах, тембровых сочетаниях, математически выстроенных нарастаниях и спадах. От первой, надтреснутой реплики имитирующего народный духовой инструмент фагота до заключительного мощного удара слушатель оказывался во власти мощнейшей пульсирующей стихии, то извергающейся пылающей магмой, то застывающей диковинными узорами. Оркестр действительно оказывался послушным орудием в руках дирижера, степень взаимопонимания Дмитрия Лисса со своим коллективом достигла уже той счастливой стадии, когда не нужно лишних жестов, а всё как бы играется само собой.
После столь умного и сосредоточенного открытия вечер второго дня форума, напротив, получился шумным и пестрым. Приехавший из Москвы Российский национальный молодежный симфонический оркестр был основан в 2018 году, включив в себя талантливых ребят из разных регионов нашей необъятной родины. Молодой во всех смыслах коллектив очень техничен, его витальной силой можно только восхищаться. Вставший за пульт оркестра греко-российский дирижер Димитрис Ботинис в своей трактовке Бетховена, Штрауса, Дюка и Равеля не стал углубляться в стилевые тонкости, а просто сделал все громко, радостно и энергично, за что сорвал бурные аплодисменты у публики. И если в симфонической поэме «Тиль Уленшпигель» подобный подход еще можно было как-то понять, то Седьмая симфония Бетховена, сыгранная огромным составом с 10 пультами первых скрипок словно сошла со старых советских пластинок: слитность в темах и пассажах, отсутствие динамических контрастов с преобладающим форте, сдержанные темпы. Тем удивительнее, что буквально за неделю до концерта в Екатеринбурге ту же самую Седьмую оркестр играл в Москве под управлением знаменитого фламандца Филиппа Херревеге, и критики единодушно отметили четкость и внятность артикуляции, фразировки, а также безупречность формы. В случае с Ботинисом эмоции явно превалировали над разумом, а упоение самим процессом музицирования — над его интеллектуальным осмыслением. Даже знаменитый «Вальс» Равеля с его трагической катастрофой в конце превратился во вполне жизнеутверждающую и оптимистичную пьесу. Самым ярким и удачным номером программы получился сыгранный на бис танец Альберто Хинастеры, часто исполняемый Густаво Дудамелем на своих концертах, с эффектным топаньем ногами и вставанием музыкантов.
Выступивший на третий день форума Ульяновский «Губернаторский» оркестр под управлением Юрия Ткаченко порадовал как своей прекрасной формой, так и интересной программой, посвященной Италии. В обрамлении известной увертюры Берлиоза «Римский карнавал» и Четвертой, «Итальянской», симфонии Мендельсона прозвучали почти не известные симфонические пьесы Пуччини (Прелюдия и Скерцо) и музыка его современника Джузеппе Мартуччи. В отличие от Пуччини, который был младше Мартуччи на два года, его старший коллега опер не писал, может быть, поэтому его творчество долгое время оставалось в тени более удачливых веристов и оказалось незаслуженно забыто, несмотря на то, что одним из идейных пропагандистов музыки Мартуччи был сам Артуро Тосканини. Сыгранные Ульяновским оркестром пьесы Ноктюрн, Жига и Тарантелла изначально были созданы для фортепиано, а затем уже мастерски оркестрованы автором для исполнения на своих концертах в качестве бисов. Прозвучавшие друг за другом части составили мини-сюиту, построенную на контрасте лирико-созерцательной, почти что малеровской, только еще более сладостной музыки и быстрых жанровых танцах. Завершившая первое отделение Тарантелла, продирижированнаяЮрием Ткаченко в сдержанном темпе, с должным ощущением внутренней энергии, прекрасно срифмовалась с финальной Сальтареллой Итальянской симфонии Мендельсона, прозвучавшей во втором отделении. Ульяновскому оркестру удалось уловить особый витальный дух этого произведения, а если учесть, что с этого года к руководству коллективом приступил Фабио Мастранджело, то дружба с солнечной Италией будет только крепнуть.
Георгий Ковалевский
Ферганский праздник на Урале
Два столичных коллектива предпочли разноплановость и контрасты: Российский национальный молодежный под управлением Димитриса Ботиниса играл музыку от Бетховена до Равеля, Российский национальный оркестр с Сергеем Крыловым — сопрягал Бетховена (Симфония № 4) с Шостаковичем (Симфония № 15). Программы исключительно русской музыки представили УАФО с Дмитрием Лиссом, якутский оркестр Symphonica ARTica с Фабио Мастранджело и Национальный симфонический оркестр Башкортостана с Дмитрием Крюковым («Испанское каприччио» и «Светлый праздник» Римского-Корсакова и «Симфонические танцы» Рахманинова). Красноярский симфонический оркестр и недавно его возглавивший Владимир Ланде предложили музыку композиторов Австро-Венгерской империи («Танцы из Галанты» Кодая, Сюиту вальсов из «Кавалера розы» Штрауса и Симфонию «Из Нового Света» Дворжака). На закрытии Симфофорума вновь выступал УАФО, но не с заявленным Александром Лазаревым, который в силу очевидных пандемических обстоятельств в Екатеринбург приехать не рискнул, а с Алексеем Богорадом, и звучавшие «Неоконченная» Шуберта и Третья Брамса явили эволюцию западно-европейского романтизма в жанре симфонии.
Пожалуй, самую цельную и умно составленную программу — советская музыка в диапазоне от 1940-х до 1990-х, —включающую как редкости, так и шлягеры, представил Томский академический симфонический оркестр, ставший открытием форума. Три сезона им руководит Михаил Грановский, и коллектив не консерваторского города оставил самое благоприятное впечатление: звук в целом и баланс групп, соло отдельных инструментов и общая культура. У вечера была своя драматургия. Малоизвестная увертюра Глиэра «Ферганский праздник» — витальная, энергичная, богатая национальной мелодикой и ритмами, — напомнила о тех временах, когда советские композиторы участвовали в становлении профессиональной музыки в республиках, и дала активный зачин всему концерту. Сюита из балета «Спартак» особенно удалась Грановскому, дирижеру по своей сути очень театральному (он работал в Большом театре и был главным приглашенным в Екатеринбургском оперном), воплотившему хачатуряновский оркестровый масштаб и захватывающие эмоции.
Второе отделение перенесло всех в сферу иных измерений, гениальные сочинения Арво Пярта и Гии Канчели показали невероятно трагичное осмысление человека во времени. Известнейшее сочинение Fratres (в редакции для струнных 1991 года) напомнило об эскапизме эстонского отшельника, заставило пережить степень глубочайшего погружения в состояние отрешенности. А последняя Седьмая симфония «Эпилог», своего рода симфоническое завещание грузинского композитора, потрясло своей исповедальностью, невыразимо скорбной, порой безысходной интонацией. Сочинение, сложнейшее по форме, дирижер смог собрать в единый монолит, выстроить форму с необходимыми эмоциональными падениями и пиками.
Симфонический форум, конечно, развивается. За эти годы, начиная с 2010-го, уже выступило 26 российских коллективов, но такой полномасштабной картины симфонических коллективов, как в этот раз, пожалуй, еще не было. Кажется, что форуму не хватает сиюминутной рефлексии, обсуждений с музыкальными критиками, какой-то конкурсной составляющей. Но, возможно, это спорный вопрос.
Лариса Барыкина