Оркестровая академия

 

Вечера открытий

28 ноября 2020
28 ноября, 2020

На середину фестиваля Be@thoven пришлись два концерта инструментальной музыки, которые образно можно представить как «на пике горы» и «в пути к вершине».

26 ноября нам посчастливилось услышать превосходного австрийского скрипача и дирижера Томаса Цетмайра. В его исполнении единственный скрипичный концерт Бетховена (D-dur), Op. 61, который на премьере в декабре 1806 года не имел у публики успеха (в наше время ситуация обратная), звучал как образец классического стиля, наполненный живыми теплыми образами. Потрясающее качество звукоизвлечения Цетмайра, содержательное проживание музыки в строгих рамках формы – тот случай, когда нет ни единой проходной ноты, невероятно интересно следить за логикой развития произведения и просто наслаждаться цельностью замысла и его воплощения в данную минуту. А если учесть, что Томас Цетмайр выступал в двух ипостасях – как солист и одновременно дирижер (что очень сложно), то поражало его невероятная способность безупречно выдерживать звуковой баланс, точность фразировок во время своей игры, держа в голове ответственность за звучание всей музыкальной ткани, успевая показывать музыкантам Уральского филармонического оркестра их вступление и в паузах своей партии мгновенно переключаться на оркестровую партию… Отдельный интерес составляло само дирижирование, когда каждый жест при своей скупости невероятно выверен, красноречив и понятен. Словом, это был высший пилотаж!

Следом, в пандан бетховенскому, исполнили малоизвестный Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (b-moll) Бенджамина Бриттена. За это отдельное спасибо, поскольку музыка очень интересная! Трудно поверить, но композитору было всего 19 лет, когда он написал его в 1932 году, настолько зрелое сочинение. Здесь образная сфера явно разделена на две части: с одной стороны, есть некое тревожное состояние войны (постоянные позывные медных, тремоло и стремительное, порой мечущееся движение струнных, грохочущие ударные или звучащие будто издали), либо народное гулянье (то есть тоже нечто неуправляемое), где оркестр заходится в синкопировано топчущемся плясе, а с другой стороны, есть два живых голоса скрипки и альта, страдающих от несовершенства этого небезопасного мира. Наряду с Томасом Цетмайром в концерте блестяще солировала известная немецкая альтистка Рут Килиус.

Кульминацией концерта стало звучание Симфонии № 5 (c-moll), Op. 67 Людвига ван Беховена. За дирижерским пультом Томас Цетмайр. Помимо исполнительской деятельности, он серьезно занимается исследованием творчества композитора. В Екатеринбург Цетмайр привез для оркестра расписанные партии с подлинными «бетховенскими» штрихами, которые являются результатом его многолетней кропотливой работы. В итоге, мощное музыкальное полотно, которое у всех на слуху, предстало перед нами будто очищенное после реставрации, когда все краски приобретают свой истинный цвет, форма точные очертания, выходят из небытия «затертые», но крайне важные детали. Звучание симфонии было невероятно захватывающим, увлекательным процессом, совершенно затягивающим тебя в свое звукосмысловое поле, когда почти физически было ощущение полета, невероятной широты дыхания, свободы, легкости и практически эйфории. Такие концерты дорогого стоят.

Следующий вечер обещал слушателям встречу с будущими звездами. Молодые музыканты из семи стран приехали на стажировку в Международную молодежную оркестровую академию, которая проходит в Свердловской филармонии с 2014 года. Все они готовятся выступить в фестивальном оркестре на финальном концерте. Некоторые из них подготовили ансамблевые выступления и представили 27 ноября публике. Может не у всех одинаково хорошо получилось просто потому, что оказалось недостаточно времени для доведения до стабильного уровня исполнения. Но все-таки были молодые артисты, показавшие себя с самой лучшей стороны. Виртуозный фаготист Фуруя Кеничи (Япония), казалось, не знает никаких технических преград и при этом очень музыкален! Вместе с замечательным кларнетистом родом из Белоруссии Антоном Мойсеенко они сыграли Дуэт для кларнета и фагота № 3 (B-dur) Бетховена. А с присоединившейся к ним флейтисткой Алией Водовозовой, ярко, эмоционально проживающей музыку, они исполнили бетховенские Вариации на тему Дуэта Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан». Отличным финалом концерта стала колоритная Увертюра на еврейские темы Сергея Прокофьева.

Секстет в составе: Егор Чащихин (кларнет), Александра Кочкарева (1 скрипка), Роберта Верна (2 скрипка), Петро Кобелецкий (альт), Флориан Шмидт-Барта (виолончель), Николас Рексрот (фортепиано) играл с явным удовольствием и хорошим чувством ансамбля. Хочется пожелать всем приехавшим на стажировку молодым и, безусловно, талантливым музыкантам долгой, интересной творческой жизни! И ждем заключительного концерта.

Текст Марии Лупановой / Культура-Урала.РФ, фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии

 

Источник: Культура Урала

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!