В Свердловской филармонии завершился XIII Музыкальный фестиваль Bach-fest, посвящённый творчеству Иоганна Себастьяна Баха. 31 марта Оркестр старинной музыки Pratum Integrum и органист Тарас Багинец представили последнюю баховскую коллекцию из произведений современников композитора, творчество которых Бах особенно ценил.
В программе прозвучали два concerto grosso ведущих итальянских мастеров того времени Арканджело Корелли и Франческо Джеминиани, органные концерты крупнейшего представителя английского барокко Георга Фридриха Генделя, оркестровая сюита уважаемого Бахом Георга Филиппа Телемана и баховский Концерт для органа с оркестром ре минор.
«В этой музыке XVIII века мы чувствуем себя, как рыба в воде, — отметил художественный руководитель Pratum Integrum Сергей Фильченко. — Мы не впервые участвуем в вашем Баховском фестивале, но всегда с удовольствием приезжаем в Екатеринбург, потому что здесь — одна из лучших филармоний России, хороший акустический зал и знающая публика».
Говоря об исполнительском стиле оркестра, Сергей Фильченко отметил инструменты музыкантов, звучание которых близко аутентичным, и смычки, которые позволяют добиться больших тонкостей в управлении звуком.
«В академической музыке, когда ведешь смычок, ты словно скользишь по тонкому льду, а здесь требуется „набирать“ звук, как в дыхании, и это производит на слушателей определенное впечатление».
Своё впечатление от выступления московского оркестра смогли составить слушатели Большого концертного зала и филармонических собраний Свердловской области. В составе Лиги друзей филармонии — аудитория 106 виртуальных концертных залов Свердловской филармонии. Для них была доступна онлайн трансляция финального концерта фестиваля. В рамках региональной программы Bach-fest первые к проекту присоединились Муниципальные органные залы Свердловской области, открытые осенью 2024 года. В Талице, Первоуральске и Туринске для них звучала программа «Хит-парад баховских шедевров» в исполнении Тараса Багинца.
Участниками проекта в 2024 году выступили три оркестра: Уральский филармонический под управлением Алексея Доркина, Pratum Integrum во главе с Сергеем Фильченко, «Лицей-камерата» под управлением Вольфа Усминского; Симфонический хор Свердловской филармонии и камерные ансамбли Уральской специальной музыкальной школы (колледжа). Сольные программы на фестивале представили органистки Лада Лабзина и Наталья Ужви, на концерте открытии Bach-fest сольные партии с оркестром исполнили певцы Фонда Collegium Musicum: Людмила Фраёнова (сопрано, скрипка), Анастасия Бондарева, Михаил Нор, Владимир Красов и инструменталисты: Ольга Ивушейкова (флейта траверсо), Филипп Нодель (гобой) и Александр Гулин (виолончель). Все девять концертов Bach-fest прошли при аншлагах.
Впервые баховские коллекции фестиваля были представлены не только в концертных залах, но и в выставочном пространстве Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Воплощение смыслов, заключённых в музыке Баха, были найдены в произведениях, выполненных из декоративных пород твердого камня в основной экспозиции Музея.
Визуальной составляющей проекта в Свердловской филармонии стала новая выставочная экспозиция «Раковины и жемчужины» Марины Кутявиной.
Баховский фестиваль вернётся на уральскую землю в марте 2025 года, в год 340-летия со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Уже сейчас известно, что центральным событием четырнадцатого Bach-fest станет исполнение баховских «Страстей по Иоанну» в день рождения композитора 21 марта.