Международная молодёжная академия-2021, проходившая в эти дни в Свердловской филармонии, завершилась исполнением оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна». 18 июня полусценическая постановка с успехом состоялась в Екатеринбурге, 19 июня в концертном варианте прозвучала в Нижнетагильской филармонии. Премьеру увидели почти полторы тысячи слушателей и свыше 60 тысяч онлайн зрителей.
Академия объединила молодых музыкантов Германии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Южной Кореи и России. Для большинства из них это был первый опыт работы в оркестре (за исключением артистов Уральского молодёжного оркестра) и «проба пера» в исполнении оперного репертуара. «Чем оказалась сложна музыка Вагнера — поделилась после проекта флейтистка Евгения Певчих, — это непрерывная драматургия, драматическая линия, насыщенная образами и лейтмотивами. С этим знакомы многие музыканты, работающие в оперном театре, но у нас в оркестре таких единицы, соответственно, львиная доля коллектива столкнулась с подобным впервые! Итог был грандиозным. Я никогда не видела, чтобы весь зал аплодировал стоя...»
Вместе с артистами объединённого оркестра участниками Академии стали российские певцы, прошедшие кастинг и мастер-классы в преддверие постановки. Это солистки Симфонического хора Свердловской филармонии Елена Сидоренко и Клавдия Башкирцева, артисты Екатеринбургского театра оперы и балета Максим Шлыков и Евгений Крюков, их коллеги из Красноярска и Челябинска Виктория Маслюкова и Евгения Чернова, а также исполнительница главной женской роли — обладательница премии «Золотая маска» Елена Жидкова. Для неё полусценическая версия оперы дала возможностью применить актёрское мастерство, «физически выразить эмоции, которые поёшь».
«Надо понимать, что это не театр, — отметил режиссёр-постановщик Георг Блюмль. — на такой сцене поставить полноценно „Золото Рейна“, где есть гиганты, подземный мир, русалки — очень сложно. Нам удалось найти решение, чтобы интересно показать оперу в современном стиле. Видеопроекции и свет, надеюсь, отразили задумку и те мысли, которые возникают при прослушивании».
Впервые на сцене Свердловской филармонии появился специальный занавес, на который проецировалось созданное ирландским медиахудожником Лиллеваном изображение. Занавес отделил зрительный зал от оркестра, сделав его практически невидимым — как и предполагал когда-то Вагнер. Место на авансцене заняли певцы. Главные партии в опере исполнили солисты ведущих оперных театров Германии.
Публика увидела «вожделеющего гнома Альбериха в исполнении потрясающего Оливера Цварга, демонстрировавшего невероятную палитру чувств героя (от нежной беззащитности в иллюзии любви, озлобленности от ее недосягаемости до предельной жестокости в обладании властью и с ее потерей в финале — полную ничтожность). Бесподобного Маркуса Шефера в партии Логе (бога Огня), который, „режиссируя“ поведение всех действующих лиц, разжигает основной конфликт и подогревает страсти, с холодным интересом наблюдая за реакцией своих „марионеток“. Внешне сдержанного Герта Смитса в роли Вотана, дающего понять, что боги не без греха и далеки от совершенства» (Мария Лупанова, портал «Культура Урала»).
Интернациональную команду исполнителей возглавил известный немецкий дирижёр Кристоф Штёккер, который более 20 лет сотрудничает со знаменитым Байройтским фестивалем. «Две репетиции и выход на публику — это риск, — признался маэстро накануне премьеры, — но я понял, что русские — гении импровизации.... И что с ними я тоже стал немного русским».
«В таких проектах очень важно, что российские музыканты, работающие вместе с коллегами — носителями классического немецкого стиля, ощущают сам дух вагнеровской музыки, выраженный в этом произведении, — подчеркнул первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов. — Когда на сцене соединяются голоса российских певцов и выдающихся мастеров Германии, которые на этой музыке выросли, это приводит к очень интересному результату».
«Это колоссальная работа, — подтвердила соорганизатор проекта, директор RCCR Projects GmbH Татьяна Рексрот, — а благодаря составу певцов и дирижёру, — это исполнение оперы „из первых рук“. Я — человек, много лет живущий в Европе, не могла предположить, что смогу здесь услышать такой уровень исполнения этой музыки».
Седьмая в истории Свердловской филармонии Международная молодёжная оркестровая академия завершилась в наивысшей точке — исполнением «Золота Рейна». Однако участникам она запомнится не только многочасовыми репетициями и сценическим волнением. Древний миф о золоте, явившимся причиной раздоров и кровопролития, до сих пор остается актуальным, затрагивая не только идеи человеческого бытия, но и отношения природы и человека. Тема оперы позволила соединить вопросы музыкальной экологии и экологии природной. В рамках офф-программы академии участники проекта «Золото Рейна» побывали в золотодобывающей шахте в Березовском, попробовали себя в роли старателей, дали концерт в рамках интерактивной выставки «Энергетический поворот. Энергоснабжение завтрашнего дня», а перед концертом в Нижнем Тагиле — посетили экскурсию по Старому Демидовскому заводу.
Зарубежные музыканты открыли для себя Урал, нашли новых друзей, приобрели уникальный опыт сотрудничества в проекте мирового масштаба. Объединение молодежи двух стран через совместную работу над знаковыми музыкальными произведениями является главной идеей Международной молодёжной оркестровой академии, не случайно она осуществляется при поддержке губернатора Свердловской области и Министерства иностранных дел Германии. Важность проекта отмечалась на международном уровне — в 2018 году он был удостоен награды по итогам Российско-Германского года регионально-муниципальных партнерств, а в 2021 году является одним из знаковых событий Года Германии в России.