С 5 по 13 октября в уральской столице проходил V Симфонический форум России, собравший более 700 представителей из 35 регионов России, а также гостей Форума из Великобритании и Финляндии. Онлайн трансляции концертов и прямые включения событий офф-программы в течение 9 дней смотрели в разных точках земного шара.
Симфонический форум – смотр профессиональных достижений региональных симфонических коллективов – проводится в Екатеринбурге каждые два года. Он возник 8 лет назад, как своеобразный ответ на московский Фестиваль симфонических оркестров мира. За годы существования проект стал презентационной площадкой для более чем 20 российских оркестров. В 2018 году, наряду с коллективами Центральной России, в Екатеринбург приехали оркестры из Восточной Сибири и Дальнего Востока. Поддержку участникам из Хабаровска оказало Министерство культуры Российской Федерации, включившее представителя региона – Дальневосточный академический симфонический оркестр – в программу «Всероссийских филармонических сезонов».
Форум в Екатеринбурге дает возможность оркестрам сопоставить себя с другими участниками и позволяет оценить собственный уровень развития. В числе обязательных требований Форума – представление симфонической программы без солистов под управлением главного дирижера. Выход оркестра – своего рода «экзамен» перед российскими слушателями (благодаря прямым трансляциям аудитория форума значительно превосходит по численности публику концертного зала Свердловской филармонии) и перед профессиональным сообществом – дирижерами, менеджерами, музыкальными критиками, экспертами, приезжающими на Форум.
По мнению организаторов – Союза концертных организаций России и Свердловской филармонии – градус профессионального общения на пятом Форуме был очень высок. Каждый вечер публика Екатеринбурга тепло встречала новый коллектив, а за пультами оркестров-гостей были знакомые ей дирижеры. Руководитель Губернаторского оркестра Иркутской филармонии Илмар Лапиньш когда-то был связан с нашим городом, дирижер Павел Коган стоял за пультом Уральского филармонического оркестра в эпоху Марка Павермана, дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра Антон Шабуров еще недавно возглавлял симфонический коллектив Уральской консерватории, а Дмитрий Васильев вместе с Омским академическим симфоническим оркестром стал участником Форума во второй раз.
Уральский филармонический оркестр, традиционно, открывал и завершал Форум, демонстрируя свои возможности с главным дирижером Дмитрием Лиссом и приглашенным маэстро. В разные годы с коллективом выступали Дмитрий Китаенко, экс-главный дирижер УАФО Андрей Борейко, израильский маэстро Эльяху Инбал, немецкий дирижер Франк Берман. 2018 году гостем Форума и оркестра стал знаменитый финский дирижер Лейф Сегерстам. Под огромным впечатлением от знакомства с ним остались не только музыканты, но и слушатели, пришедшие на творческую встречу после концерта. Ее проводили музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова и главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. Пост-концертные встречи и автограф-сессии с дирижерами создавали особую атмосферу Форума. Доказал свою востребованность жанр предконцертной лекции – концерт Воронежского оркестра предварило выступление эксперта Московской филармонии Ярослава Тимофеева.
V Симфонический форум продолжил традицию приглашения столичных коллективов. Московский государственный академический симфонический оркестр России под управлением Павла Когана включил выступление на Форуме в свой юбилейный гастрольный тур. В разные годы участниками Форума становились Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова под управлением Владимира Юровского, Большой симфонический оркестр им. Чайковского под руководством Владимира Федосеева, «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, коллективы Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под руководством Владислава и Александра Чернушенко и Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Их приезд в Екатеринбург – это признание статуса Форума, дань уважения организаторам и Уральскому филармоническому оркестру, успешная деятельность которого не в последнюю очередь обусловила место проведения российского симфонического саммита.
Региональная программа Форума-2018 познакомила слушателей Свердловской области с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром, Воронежским академическим симфоническим оркестром и Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской филармонии. Их концертные выступления, помимо Екатеринбурга, состоялись в городских филармонических залах Каменска-Уральского, Ревды, Асбеста и Региональном концертном зале Восточного управленческого округа в Ирбите, принявшим слушателей из Туринска, Байкалова, Палецкова, Городища и Ирбитского района.
V Симфонический форум возродил традицию проведения Открытого конкурса композиторов на создание новой оркестровой музыки для детей, в котором участвовали авторы из 13 стран мира. Благодаря развивающимся связям Свердловской филармонии и множеству новых партнеров, на конкурс было прислано 51 произведение от 49 авторов. Пять из них были отобраны конкурсным жюри во главе с композитором Александром Чайковским, и представлены на гала-концерте в исполнении Уральского молодежного оркестра под управлением главного дирижера Энхэ. Гала-концерт финалистов показал высокий уровень участников. Много достойных работ не прошли в финал, но остались в нотной библиотеке оркестра и будут использованы в формировании программ детских абонементов. У Свердловской филармонии появился новый конкурсный партнер – Российский музыкальный союз, который уделяет пристальное внимание популяризации сочинений российских и советских композиторов, занимается издательскими проектами.
Основное отличие Форума от музыкальных фестивалей – деловая часть, где руководители коллективов могут участвовать в обсуждении проблемных вопросов, волнующих представителей «симфонической отрасли». Подобные встречи редки в России, а между тем, они необходимы для обмена информацией и опытом. Форум 2018 года собрал максимальное число участников, приехавших из 35 регионов России. Международное профессиональное сообщество представляли авторитетные британские эксперты: исполнительный директор Королевской Ливерпульской филармонии Питер Гарден и ведущий консультант в области культуры и искусств Великобритании Сара Джи. Традиционно, семинар открылся обзором деятельности российских симфонических коллективов. Главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов представил свой взгляд на подходы к формированию репертуара симфонических коллективов, а директор Свердловской филармонии А.Н. Колотурский рассказал об итогах мониторинга деятельности региональных симфонических оркестров в 2017 году.
Согласно полученным данным, до 50% региональных оркестров были созданы после 1990 года, число их продолжает расти, и сегодня особенно остро стоит вопрос подготовки оркестровых кадров. Эта тема собрала дискуссию за круглым столом, в которой участвовали директор Уральского музыкального колледжа Эльвира Архангельская, главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра Антон Шабуров, главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской филармонии Михаил Щербаков, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, помощник концертмейстера Уральского академического филармонического оркестра, исполняющая обязанности заведующего кафедрой оркестровых струнных инструментов Уральской консерватории Елена Лацук.
В ходе семинара обсуждались как узкоспециальные темы, касающиеся, например, оркестровых библиотек и корпоративной культуры в оркестре, так и общие вопросы, затрагивающие аспекты продвижения симфонических коллективов, способы привлечения аудитории к симфоническим концертам, информационное сопровождение деятельности коллективов. Все три дня семинара с участниками работали специалисты Свердловской филармонии, представители Союза концертных организаций России, известные российские музыкальные критики.
В 2018 году значительно расширился список показателей для мониторинга, который Свердловская филармония готовит к семинару менеджеров и директоров Союза концертных организаций России. Были собраны и обработаны данные по 49 коллективам: детально представлена структура концертной деятельности, проанализирована деятельность оркестров в основном зале, представлена заработная плата оркестровых музыкантов в сравнении со средней по региону, включены данные о наличии музыкальных инструментов в оркестрах и концертных организациях. Все темы вызвали большой интерес, поэтому было принято решение направить мониторинг в региональные министерства культуры.
Симфонический форум России в Екатеринбурге состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Губернатора Свердловской области. Организаторами являлись Союз концертных организаций России (СКОР) и Свердловская филармония.
В оргкомитет Форума поступило свыше 10 заявок от российских оркестров на VI Симфонический форум, который состоится в Екатеринбурге в 2020 году.