После концерта в Камерном зале пройдет презентация нового документального фильма-эссе о зарубежных гастролях УАФО.
В программе концерта:
Бела Барток. Концерт для оркестра (1943)
- I. Интродукция (Andante non troppo)
- II. «Игра пар» (Allegro scherzando)
- III. Элегия (Andante non troppo)
- IV. «Прерванное интермеццо» (Allegretto)
- V. Финал (Pesante – Presto)
В 1943 году возникает одно из величайших творений Бартока – Концерт для оркестра, сочиненный по заказу Бостонского оркестра и впервые исполненный в 1944 году. По существу, это пятичастная симфония для большого оркестра (тройной состав деревянных и медных инструментов, увеличенное число струнных, две арфы). Назвав сочинение «концертом», композитор подчеркнул значимость состязательных отношений между инструментами, важность множества соло различных инструментов и оркестровых групп.
Виртуозный характер партий отдельных солистов и целых групп, сложность ансамблевых диалогов, ежеминутные смены темпа, метра, ритма ставят перед исполнителями труднейшие задачи. Содержание Концерта Барток определил так: «Общий характер произведения представляет собой – не считая “развлекательной” II части – постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III – к утверждению жизни в последней».
Сергей Прокофьев. Симфония № 5 си-бемоль мажор, оp. 100 (1944)
- I. Andante
- II. Allegro marcato
- III. Adagio
- IV. Allegro giocoso
Симфония написана в период Великой отечественной войны. Автор о ней писал: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа». Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки.
По структуре Пятая симфония – традиционный четырехчастный цикл. Первая часть воплощает героико-эпическое начало. Во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцевального движения, музыкальные темы пластичны и вместе с тем отмечены графической остротой контуров. Третья часть – Adagio – сочетает лирику, мягкую, нежную, трепетную, с патетикой, драматизмом, суровой сдержанностью. Настроение финала – юношески восторженное, лучезарное. Симфония завершается потоком празднично-ликующих звучаний.