«У Шостаковича была масса нежности. Она существовала как необходимый контраст к его невероятной оскаленной силе». (Мстислав Ростропович)
Концерт в двух отделениях (120 минут)
Описание
Ростропович числил себя учеником и другом титана – Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, чьи произведения он пропагандировал по всему свету как виолончелист и дирижер. Посвященный ему Виолончельный концерт № 1 он впервые исполнил в 1959 году. Успех был огромным! Задумчивое начало, постепенное нарастание, страстная кульминация и неоднозначный «ликующий» финал. Выстрелила и гениальная находка сделать валторну словно бы двойником виолончели, и цельность композиции, звучащей без перерыва, и виртуозность партии солиста.
Из всех симфоний Шостаковича Десятая, написанная после печально известного постановления 1948 года и обвинения в формализме, – самая глубоко личная. Начиная с третьей части по ее ткани проставлены звуковые автографы D-Es-С-Н – первые буквы имени и фамилии композитора в музыкальной записи ре–ми-бемоль–до–си, превращающие сочинение в «автопортрет». «Я сыграл все 15 симфоний Шостаковича. Этот цикл шел больше двух месяцев. Я без этого жить не могу, я это люблю, это мое. Когда я вижу, как слушают – со слезами на глазах – симфонии Шостаковича, то понимаю, что, быть может, Шостакович самый русский композитор…» (М. Ростропович).
Программа концерта
- Шостакович. Праздничная увертюра
- Шостакович. Концерт № 1 для виолончели с оркестром
- Шостакович. Симфония № 10
Видео
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.